"Сказочный Родник"

сайт педагога - психолога,

сказкотерапевта, мастера-икогенолога

 МДОУ д/с №16 "Полянка"

г.Маркса Саратовской области

Морозовой Наталии

 

Источник информации для родителей

              

  Родители – настолько простые устройства,

что ими могут управлять даже дети! 

 

               Я приветствую, Вас, уважаемые Родители!

 

                        Я, Морозова Наталия Викторовна,

                         педагог-психолог МДОУ д/с №16.

               Подробнее обо мне на страничке "Хранительница Родника". 

 

    На этой страничке рекомендации по различным

"детским вопросам" 

  

                                                      «Имея ребенка,

                                                      вы автоматически не становитесь родителем -

                                                      точно так же, как имея пианино,

                                                      вы не делаетесь пианистом».

                                            Американский публицист Майкл Ливайн 

 

 

С этим тезисом можно соглашаться. можно не соглашаться. И тем не менее определенное зерно здравого смысла в этом есть.

 

Ведь нас учат разным наукам, а быть родителями - учимся сами. Как? Все по-разному. Как получится.

1. Используя опыт других, своей семьи, маму-бабушку слушаем, подруг,

2. Смотрим передачи умные, читаем книги разных специалистов, слушаем психологов.   

А потом удивляемся: почему у подружки, дети как дети, а мои - "не такие".

 

Потому что люди советуют правильно, но правильно для них, применительно к их собственной ситуации.

 

А у каждого свои ситуации, свой опыт, темперамент и др."входящие" факторы.

                 Поэтому слушайте СВОЕ СЕРДЦЕ! 

Читая и слушая советы и рекомендации, помните, пожалуйста,    что есть еще и чувство меры и здравый смысл. 

                Я желаю Вам радости 

               родительства!

Когда в дом входит женщина — там становится светло,
когда входит мужчина — становится тепло,
а когда ребёнок — становится радостно.

Так пусть в наших домах всегда будет
Светло, Тепло и Радостно!

 

             Давайте разберемся со значением слова "воспитание". Явно слышится "питание".

             Питать что и чем? Воспитание – это питание оси, духовного стержня личности. Чем будем питать, то и получим.

 

                Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

               Один волк представляет зло –зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

                Другой волк представляет добро – мир, любовь, веру, истину, доброту, верность.

 

Маленький индеец задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

 - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

 

          А дальше о вопросах насущных и животрепещущих . . .

 

 Когда дети подрастают, всегда наступает момент под названием           "Пора в детский сад".

И многие родители, к сожалению, часто заблуждаются. Считают, что как только они приведут своего ребенка, ему все должно сразу нравится. Но простите, откуда ребенок знает, что в детском саду хорошо?

 

           Знают ли сами родители, что такое детский сад? Что есть правила и законы адаптации, которые придумали не воспитатели, а жизнь. Что есть возрастные особености развития детей.  Что не только ребенок должен привыкнуть, но и родители. Так как меняется "режим дня" всей семьи. И у всех членов семьи идет адаптация.

 

                                   Так что же такое детский сад?

 

 

 

1.     Что такое детский сад?

           Это первый социальный институт или социальная прививка. Когда ведем ребенка к врачу на прививку, обязательно проверяют состояние здоровья.

  Когда ведем в детский сад – хорошо бы понимать и обратить внимание, что есть болезни характера. Это – непослушание, своеволие и капризы.

Все что «приносят» дети в детсад, приносят из семьи. Это априори. Ребенок до выхода в свет ВОСПИТЫВАЕТСЯ  В СЕМЬЕ. Правда семьи действительно разные и воспитание разное.

 

2.     Что такое детский сад?

          Что для родителей означает само понятие «детский сад»?

Это радость, что наконец ребенок «вырос» и его можно отдать замечательной или не очень воспитательнице, «чужой» тете, а то «Я уже так устала с ним» - восклицает иная мама.  Или это слезы, болезни и чувство вины, сожаления: «Надо идти зарабатывать».

 

         Или это режим дня, регулярные развивающие занятия, новые умения и навыки, на развитие которых у родителей очень часто не хватает элементарного терпения. Это общение сверстников, дружба, развитие коммуникативных возможностей. Это новая ступенька к самостоятельности.

 

         Ребенку плохо когда мамы нет рядом. Пока он начнет понимать и ДОВЕРЯТЬ маме, что она обязательно придет за ним, проходит определенное время. У некоторых детей до полугода и больше.   

 

И когда идет процесс адаптации к детсаду,  можно и надо спокойно сместить ориентиры детей с бесполезных уговоров: «Тебе будет хорошо», на перспективу вечера.  И спокойным, «сказочным» голосом вечером и утром повторять вариации на тему:

 

             «Мой дорогой и любимый ребенок. Я знаю, что ты скучаешь, тебе грустно. Я тебя понимаю, потому что тоже скучаю.         

             В жизни так бывает, что родные и любимые люди утром уходят трудиться, а вечером встречаются.  Вот и мы с тобой обязательно встретимся и ты мне расскажешь, что нового ты узнал. Чем занимался. Хорошо? А дома мы  поиграем в твою любимую игру или ты мне поможешь сделать…или…или… ».

 

Это называется краткий воспитательный текст.

 

         Конечно, ЭТО  требует родительского терпения и определенного навыка, привычки не раздражаться, а настойчиво и спокойно проводить свою политику в воспитании и адаптации.

А если родители настроены изначально не очень лояльно? Они начинают задавать провокационные вопросы: «Тебя обижали? Тебе было плохо?» Конечно, мамочка. Ребенок ответит именно то, что вы хотите услышать!

 

3.     Что такое детский сад?

Детский сад и семья, если говорить языком образов, это два разных государства. У каждого своя конституция и законы.   

Традиции, обычаи, праздники. И между государствами устанавливаются сначала дипломатические отношения, которые при взаимном желании могут перерасти в дружеские. Как говорил герой знаменитого фильма «Предлагаю дружить семьями». В ответ было выдвинуто встречное предложение: «Давайте дружить домами». Я как психолог-сказкотерапевт  и икогенолог предлагаю родителям «Давайте дружить государствами! Это выгодно всем!»

 

P.S. А еще  хочется обратиться с просьбой.  Дорогие наши родители. Мы ваши помощники в воспитании ваших-наших детей. И если у вас есть вопросы-претензии к воспитателям, давайте их решать сообща. Не копите обиды на нас, говорите сразу, что вас беспокоит. Просим вашего понимания в вопросе, что детей в группе больше, чем в вашем доме. И одновременно всем ответить на вопрос или одеть детей, которые сами еще делают это не очень хорошо, просто физически очень затруднительно.

Поэтому «Давайте жить дружно!»

 Морозова Наталия

    психолог-сказкотерапевт

 

 

 

 

Уважаемые Мамы и Папы! 

Для облегчения Вашей жизни и Вашего ребенка в детском саду, позвольте несколько рекомендаций,

как организовать себя и ребенка.

 

                                Рекомендации Родителям.

      

 1. Одежда.

  -  Родителям хочется, чтобы была красивая, а ребенку нужна удобная. И вам нужна удобная. Вам самим это выгодно. Сначала ребенок просто научиться «дружить» с одеждой. Одевать и снимать сам, то, что ему удобнее. И выворачивать. А потом, и с красивой не будет вопросов.

2.       -  Если вы утром торопитесь на работу. Договоритесь с воспитателем. Он поможет. Дети прекрасно сами снимают и одевают одежду, когда родителей рядом нет. Как только появляются мамы, папы, которым надо «бежать» по делам, медлительность детей неприемлема для родителей, просто «достает» маму-папу. 

         И . . . , родители опять сами одевают-раздевают. А когда же вырабатывать навык быстрого действия. Получается никогда. А потом претензии к повзрослевшему ребенку: «ты уже большой, а так медленно все делаешь?»

          Так и просится вопрос – «А вы учили ребенка автоматизму и скорости такого простого действия, как снять - одеть одежду, сложить, убрать на место».

3.              -   Когда на улице тепло это одна история. А когда становится прохладно/холодно. Все модные джинсы с низкой посадкой не для детей. Модно, но неудобно и непрактично. Деньги на ветер. 

           Представьте себе. Дети в таких джинсах присаживаются, наклоняются и т.п. Где в этом случае джинсы. Практически на копчике. В это время подул ветерок: и спина и почки подвергаются холодовому воздействию. Потом кашель, сопли, и вероятность цистита. Вам это надо?  А ведь вопрос очень легко решается, вместо модных джинсов, купите более практичные, не менее модные полукомбинезоны. Или хотя бы подтяжки. И ребенку удобно и тепло, и маме не надо на аптеку трудиться, и  воспитателю чуть легче. Он может играть с детьми, а не поправлять бесконечно штаны, прикрывая мягкое место.

4.                 -  Еще одна история – это замки. Замки на куртках, сапогах. С оторванными собачками. Если нет собачки, а замок вполне работоспособен, то дома, своему ребенку, не составляет труда застегнуть. А если таких несколько, а это так и есть, то воспитатель уже «корячится», застегивая такие замочки. А есть простой способ - вставьте в замок скрепку, она выполнит роль собачки. Или принесите обыкновенную вилку и попросите воспитателя пользоваться ею. Это намного удобнее, чем использовать вместо «собачки» - пальцы воспитателя.

 

5.                  2. Режим дня.

                              Многие родители удивляются, и не верят, что их дети выполняют в саду все правила и действия по самообслуживанию. А также  понимают воспитателя, слышат его     просьбы.                             

            Почему так происходит. Правила, режим дня, требования в д/саду – всегда одинаковы. Каждый день в подобных вопросах похож на предыдущий. Перед едой помыть руки, после обеда, перед сном – сходить в туалет, потом на стульчик аккуратно повесить-положить одежду, обувь поставить рядом. И так каждый день.           

 

               Понедельник – день особый. За два дня дети «забывают» все, чему научились. Дома совсем другой режим и правила. Я говорю именно о навыках самообслуживания.

            

        Очень часто, у детей нет постоянного места для одежды, которую ребенок САМ будет убирать на место.  И если дома у ребенка нет «своего шкафчика», все-таки надо решить один раз и надолго, где он будет складывать-развешивать свою одежду. Это облегчит Вам переход в другой возрастной этап. Школа не за горами. И как бы Вам, дорогие родители ни казалось, что успеет, вырастет – научится. Это заблуждение.

                Привычки:  и хорошие и не очень, начинают "расти" в раннем возрасте. В дошкольном.

 

3.          3.   Часто дети приносят домашние игрушки в группу. Если дети постарше, играют не ломая, то это здорово. И ребенок поделился, и дети поиграли новой игрушкой. А если так случилось, что игрушку сломали? Все реагируют по-разному. Но чаще дети плачут, родители ругают детей и злятся на воспитателей – недосмотрели.

              А ведь приносят часто не потому, что поделиться хотят, а потому что дома истерика – хочу взять с собой. И родитель, чтобы ребенок  не плакал, идет на поводу у каприза.  Авось там воспитатель разберется. Да ситуация решается, но опять чужой тетей, а дома с мамой, ребенок опять будет капризничать.

 

           Что делать? Договариваться с вечера, убеждать утром, настаивать на принятом совместном решении, но игрушка остается дома:

- «Она будет тебя ждать дома. Она хочет  порадоваться твоему возвращению».  И проговаривать все это абсолютно спокойно-нейтральным голосом.

 7.                - «Вы опаздываете, некогда уговаривать?» Рекомендация одна, просыпайтесь  пораньше, чтобы у вас было время в запасе.

      

        4.   Сон.

- И ребенка с вечера укладывайте вовремя. Как? Тоже постепенно приучайте к режиму.     

            И здесь начинается самое трудное. Сначала необходимо режим дня установить для себя. И придерживаться его.

               Тогда получится и с детским режимом. Для этого есть всевозможные «ритуалы», подготавливающие спокойный переход ко сну.

               а. прием «выбор без выбора»:

- Катя, скоро «спокойной ночи малыши», ты сначала уберешь игрушки или покушаешь?

- Ваня, тебя уже ждет фея Сна, она приготовила тебе сказку, ты покушаешь сначала или покупаешься.

               б. Или сделать ритуалом «вечерние посиделки» - это буквально 7-10 минут при свечах. Посидеть вместе и понаблюдать за пламенем свечи. И эмоционально успокаиваются и мама и ребенок.

               в. «Пение» колыбельных песен, по принципу «что вижу, то и пою». Ребенку важен ваш спокойный, умиротворенный голос. Вы тихо поете, что хорошего произошло за день, или какой у вас замечательный ребенок, каким он вырастет, или «поете» песни о чем-то другом. Выбор темы за вами. И неважно, в рифму или нет.

 

Главное – сон вовремя, в соответствии с возрастом ребенка, а не взрослыми делами.

 

 

У меня в практике был такой случай. Ребенок месяц ходит в группу. Приходит в слезах, уходит в слезах. Причем плачет на одной ноте, практически без перерыва, пока мама придет. Ничто не помогает, ни уговоры, ни отвлечение, ни игрушки. Решили попробовать оставить на дневной сон. Все равно плачет, ну поплачет чуть дольше.  Заснул. Спал весь тихий час. Проснулся, ни слезинки. Воспитатели в шоке - другой ребенок. Веселый, активный.     Поел, играет.

Приходит мама, задаем вопрос:

- во сколько спать ложится дома?

- вместе с нами, по-разному, бывает и в 12 ночи.

 

Я думаю, уже понятно. Что ребенок элементарно не высыпался. Его будили, а он хотел спать и отсюда слезы. Конечно, была рекомендация укладывать ребенка пораньше. Когда ребенок выспался и в хорошем настроении, это выгодно всем. Прежде всего - маме. Так может режим взрослого стоит подчинять в определенные возрастные периоды под режим ВАШЕГО ребенка. Выбор за вами.

 

 

 

Морозова Наталия

психолог-сказкотерапевт

 

 

 

 

Вот наступил и следующий период в жизни семьи.

Ура! Ребенок идет в школу.

Готов ли Ваш ребенок к школе?

 

Дорогие Родители, знаете ли Вы,

  Что же такое готовность к школе?

По каким критериям проходит отбор в школу  

 

 

 

          Часто родители недоумевают, почему про ребёнка говорят, что он не совсем готов к школьному обучению, ведь ребёнок умеет достаточно хорошо читать и считать.

          Прежде всего, необходимо понять что под «готовностью к школе» понимаются не определённые знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать  все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определённого блюда, хотя пропорции продуктов могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.

 

          Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего

1.мотивационная, личностная готовность, в которую входит «внутренняя позиция школьника».  

2.волевая готовность ребёнка.

3.интеллектуальная готовность. 

4.физическая готовность (и достаточный уровень развития зрительно-моторной координации).

          А теперь рассмотрим эти составляющие подробнее, чтобы вам было ясно, что же это такое.

 

Мотивационная готовность.

          Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят). Однако, это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

            Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в нашу школу очень важно, наконец,  потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё – и класс, и учительница, и систематические занятия являются новыми.

               Однако это не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника. Дети 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки.

                  Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сёстрам, когда те делают уроки. Поэтому ребёнок и стремиться в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права. С этого  как раз и начинается формирование «внутренней позиции школьника»: то есть понимания, что уроки нужно делать вопреки желанию играть и гулять, то есть желание пойти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила.

              Без такой готовности, как бы ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная  обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться любой ценой.  Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно поиграть, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

               Такая внутренняя позиция школьника, или мотивационная готовность, складывается постепенно и первым её этапом как раз и является интерес к внешней стороне учёбы. Мы в детском саду стараемся ставить школьников в пример (хорошие, конечно, примеры), рассказываем, что значит быть школьником, почему он становится более взрослым, какие обязанности он там будет выполнять.

              А ведь очень часто от родителей можно услышать такие «шутки»: «Ничего, скоро начнутся твои мучения», «Вот в школе-то тебе учительница покажет», «Да тебя в школу не возьмут» и т.д.

             Думаю, что я сумела объяснила важность формирования у вашего ребёнка более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.

 

Интеллектуальная готовность.

 

              Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной. Это убеждение является причиной ваших ошибок при подготовке детей в школе.

               На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребёнка каких-то определённых знаний или умений (хотя определённые навыки должны быть). Главное – это наличие у ребёнка более высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

              То есть интеллектуальная готовность к школе заключается не в механическом зазубривании цифр, счета до ста, букв, а в осознанном понимании той информации, которая поступает ребёнку, то есть в развитии его познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения.

                А мы перейдём к следующей школьной готовности – это

 

Волевая готовность.

 

               Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. А сейчас каждый из вас спросите себя: с первого ли раза ваш ребёнок выполняет ваши поручения? Как вы реагируете на то, что он  на вас не реагирует?

               Вы улыбаетесь?  Я знаю, что для многих это большая проблема. А волевая готовность тесно связана с эмоциями. И вот когда в школу приходят дети с несформированной эмоционально-волевой сферой – это…  очень большие проблемы. Проявления этого можно видеть уже сейчас: «Не хочу», «Не буду», «Щас» и т.д.

               Как вести работу по формированию волевой готовности? Давать поручения, просить повторить. В  других случаях просить объяснить, для чего он это будет делать. Для тренировки воли хороши графические диктанты. Вычеркивание определённой буквы в тексте. Эти же упражнения развивают внимание.

 

         Слышит ли рука глаз?

 

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Однако и для  психологической готовности она имеет большое значение.

Действительно, мышцы руки  должны  быть достаточно крепкими, должна  быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при  письме. У него должно быть сформировано и умение внима­тельно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее от­дельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4—5-летних детей.

   Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их коорди­нацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является тоже одной из составля­ющих школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например -  на доску) ,и списывать или срисовы­вать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, кото­рую им дает глаз.

             О трудности координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваива­ется и они не могут скоординировать действия глаза и ру­ки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в осо­бенно сложных случаях такое задание может быть трудно и для взрослого человека?

             Прежде всего нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только ес­ли для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.

              Вообще, любое задание на копирование геометриче­ских фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необхо­димых навыков. Помогает и конструирование особенно по заданному образцу. Теперь, я надеюсь, многим из вас ста­ли более понятны те задания, которые даются детям при поступлении в школу, так как они направлены как раз на выявление тех качеств, о которых мы с вами говорили.

               Становится ясным и то, что задания не так уж трудны. Дети, которые достаточно под­готовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят слож­ности.

 

                   И есть еще один фактор готовности к школе.

Это правильный психологический настрой родителей. Которые вспомнят свое школьное детство, и поймут своих детей.

Детям нужна поддержка именно Родителей!

 

   РЕБЕНОК – это Дар Божий!

Начинайте с Ребенком день с Радостью,

а заканчивайте день с Миром

Морозова Наталия

психолог-сказкотерапевт

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»